8 912 151 75 31
e-mail: museum1960@mail.ru

Всеволод Лунёв: зодчий заполярного города

По генеральному плану
Всеволод Лунёв был одним из авторов предложенного в 1951 году генерального плана застройки Воркуты, рассчитанного на перспективу 10-20 лет. Планировалось, что население города достигнет сотни тысяч человек. В 1991 году оно было 117 тысяч человек, а сегодня – около 56 тысяч. Причем речь шла о городе без лагерных пунктов и принудительно привлеченной рабочей силы. Хотя представить себе такой город в начале 1950-х годов было почти невозможно. В генплане города была применена классическая трехлучевая архитектурно-планировочная композиция, которую придумали и внедрили еще в древности. На основе такой композиции построены Рим, Версаль, Санкт–Петербург. К сожалению, после отъезда из Воркуты Лунёва, генплан застройки города был кардинально изменен, что разрушило задуманную величественную композицию.
Главные архитектурные ансамбли Воркуты были построены по проектам Лунева. Это бульвар Победы, Дом Политпросвещения, деревянное здание Драматического театра, Дом культуры в поселке Северный, Детская больница, ансамбли площадей Мира и Московской, Дворец культуры шахтеров, памятники Кирову и Ленину, бассейн «Дельфин».

Родом из Медвежьего
Родился Всеволод Лунёв 21 июня 1915 года на Ставрополье, в селе Медвежье. В 1940 году окончил Московский архитектурный институт (МАРХИ), где одним из его учителей был известный архитектор Андрей Буров – автор проекта Центрального Дома Архитектора в Гранатном переулке, Московского ипподрома и других московских зданий. Осенью 1940 года Лунёв был призван в армию, попал в школу младших командиров в Краснодаре. В августе 1941 года сержант Всеволод Лунёв попал в плен под Днепропетровском. В феврале 1942 года ему удалось бежать и присоединиться к рядам наступления. Весной 1943 года его, как побывавшего в плену, направили в Подольский проверочно-фильтрационный лагерь. Отсюда в составе трудовой армии он попал в Воркуту, где проработал полтора года техником на шахте № 7. В феврале 1945 года перешел в проектно-строительную контору комбината «Воркутауголь» – главного архитектурно-проектного учреждения города в ту пору. В 1947 году Всеволод Лунёв возглавил проектную контору города. За четыре года до этого Воркута получила статус города. И нужно было создать этот город.


Дворец, театр, бассейн
Первыми архитектурными работами Лунёва стали проекты бульвара Победы, дома Политпросвещения, перестройки здания клуба поселка шахты № 1 «Капитальная» в музыкально-драматический театр. Всеволод Лунёв спроектировал в Воркуте несколько зданий, ставших украшением города. Правда, не все они сохранились до наших дней. Так, в 1957 году сгорело здание Музыкально-драматического театра. Но большая часть зданий, построенных по проектам Лунева, и сейчас украшают воркутинские улицы. Например, построенное в 1950 году на площади Кирова здание городской детской больницы. Лунёв был и автором проекта первого в Коми плавательного бассейна «Дельфин», где с 1958 года воспитали немало известных пловцов. После частичного обрушения в 2009 году здание бассейна оставалось недействующим, в 2020 было переделано в торговый центр, но позже закрыто.
Еще одним произведением архитектора стал Дворец культуры шахтеров и строителей. Строительство здания было начато в 1954 году. Долгое время Дворец культуры был крупнейшим зданием подобного рода не только в городе, но во всей Коми АССР. Открытие здания состоялось в День шахтера 30 августа 1959 года и было приурочено к 25-летию промышленного освоения Печорского угольного бассейна.


Ключевой проблемой, стоявшей перед коллективом проектной конторы, стала вечная мерзлота. При проектировании и строительстве здания специалистам и рабочим пришлось столкнуться с малоизученными к тому моменту особенностями воркутинского климаты. «Мы оказались лицом к лицу перед так называемой «вялой» вечной мерзлотой, а для того, чтобы утихомирить ее «характер», необходимо было иметь достаточный опыт и знания», – писал Лунёв.
В Воркуте Всеволод Лунёв прожил до 1960 года, а затем переехал на Западную Украину, работал во львовском филиале «Гипрограда». Там он стал автором генерального плана курорта Трускавец и проекта санатория «Днепр», за что получил премию Совета Министров СССР. Умер во Львове в 1991 году в возрасте 76 лет.


Арктический манифест
– У нас богатая коллекция материалов, связанных с именем Лунева, – рассказала «Республике» старший научный сотрудник Воркутинского музейно-выставочного центра Наталья Богуш. – В процессе изучения фондовых материалов были раскрыты некоторые секреты первого градостроительного плана. Результатом стали новые экскурсионные маршруты. Для нашего музея, важно показать работу по сохранению материалов и исследование этого наследия. Именно такая работа дает фактуру и для маршрутов, и для новых выставок. Выставка – вершина айсберга. Для ее создания проводится гигантская исследовательская работа.
В эти дни в Москве работают две выставки, посвященные Всеволоду Луневу. 14 октября в Постоянном представительстве Республики Коми при Президенте РФ в Москве открылась выставка «Великая Воркута архитектора Лунева». В экспозиции представлены редкие архивные материалы из фондов Воркутинского музейно-выставочного центра, отражающие ключевые этапы творчества мастера. На открытии выступили заместитель постоянного представителя Республики Коми Ирина Садыкова, врио главы муниципального округа «Воркута» Игорь Гурьев и председатель комитета по социальному развитию совета директоров АО «ВоркутаУголь» Дмитрий Свистухин. Они отметили, что память о Луневе – это важная часть культурного наследия Коми, а его идеи продолжают жить в современных проектах города. Сегодня АО «ВоркутаУголь» совместно с архитектурным бюро RTDA разрабатывает мастер-план Воркуты, основанный на градостроительной концепции Лунева – его подходах к созданию комфортного, человечного северного города. Особым моментом стало участие семьи архитектора – его сына Александра, а также внуков Екатерины и Георгия Луневых. Также гостями мероприятия стали архитекторы, шахтеры, профессора МАРХИ и артисты Воркутинского драмтеатра, представившие фрагмент спектакля.
Вторая выставка – «Арктический манифест зодчего Лунева» – открылась в читальном зале Научной библиотеки МАРХИ. Экспозиция включает документы, фотографии и чертежи архитектора Лунева из архивов Воркутинского музейно-выставочного центра, Музея архитектуры им. Щусева и семейного архива.

Дедушка Сева
В открытии выставки приняла участие внучка легендарного архитектора – Екатерина Лунева. Летом она приезжала в Воркуту. Мы связались с Екатериной, и она рассказала «Республике» о себе и своем дедушке.
– Я запомнила своего дедушку Севу мягким интеллигентным любящим человеком, способным принимать самые неожиданные повседневные и профессиональные решения, – рассказала она «Республике». – Талант дедушки Севы был настолько мощным, что он сумел воплотить в жизнь два крупных проекта: создание архитектурного облика, генерального плана и знаковых общественных зданий для городов Воркуты и Трускавца. Жизнь Всеволода Николаевича сложилась так, что, будучи в Воркуте, он имел возможность общаться со своим сыном Александром, жившим в Москве, через письма, которые долго шли по почте. В этих письмах он много рассуждал об архитектуре и всегда писал слово «Архитектура» с большой буквы. Спустя годы дедушка Сева писал письма мне и моему брату Георгию, в которых он рассказывал нам об архитектуре. Его письма и его отношение к архитектуре как к великому искусству повлияли на выбор профессии его сыном, дочерью и внуками. Правнуки Всеволода Лунева еще школьники и пока не выбрали свой жизненный путь. Возможно, они тоже захотят продолжить династию Луневых. В 2025 году наша семья обратилась в администрацию МО «Воркута» с предложением увековечить память Всеволода Лунева к 110-летию со дня его рождения. Администрация города нас поддержала и в июне 2025 года я посетила Воркуту, где была открыта мемориальная доска Всеволоду Луневу в вестибюле Дворца культуры шахтеров. Вернувшись в Москву, я обратилась к руководству Московского архитектурного института с предложением организовать выставку, посвященную творчеству моего деда. После подробного изучения архивных материалов и проведения обеих выставок у меня появились новые творческие идеи. Я хочу написать книгу о судьбе и наследии Всеволода Николаевича Лунёва.

Артур АРТЕЕВ
Фото из фондов Воркутинского музейно-выставочного центра

 

назад